Познание

Познание - процесс отражения объективной реальности в сознании человека, получение знаний об окружающем мире.

Структура познавательной деятельности аналогична структуре любой деятельности, причем субъектом является как отдельный индивид (индивиды), так и общество в целом, а результатом являются знания о разнообразных предметах, явлениях окружающего мира, о человеке и обществе в целом.

Возможно ли получить объективное знание?

Агностики, в отличие от гностиков, считали, что достоверное знание невозможно получить в силу несовершенства инструментов познания и субъективности процесса познания. Гностики и агностики - антагонисты, их спор связан с проблемой объективности,  достоверности  знания (знание по-гречески gnosis). Гносеология - раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания. 

Виды познания.

Обыденное, практическое

Мифологическое

Религиозное

Художественное

Научное

Целью и результатом научного познания является наиболее достоверное знание, объективное отражение изучаемого объекта.

Два уровня познания.

Теоретический и эмпирический (от греческого empeiria-опыт, опытное познание), эмпирический уровень еще называют чувственным, отдавая приоритет чувственному восприятию человеком изучаемых им явлений.

Формы эмпирического и теоретического познания.

Формы эмпирического познания: ощущение, восприятие и представление.

Формы теоретического познания: понятие, суждение и умозаключение.

 

Методы эмпирического и теоретического познания.

Методы эмпирического познания: наблюдение, сравнение, описание, эксперимент.

Методы и инструменты теоретического познания: выдвижение гипотез, создание теорий, мыслительный эксперимент, логические операции (анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия и пр.).

Ощущение - отражение отдельных свойств изучаемого объект в результате его воздействия ни органы чувств.

Восприятие - целостный чувственный образ изучаемого объекта,  возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.

Представление - образ изучаемого объекта, сохраняющийся и без его непосредственного воздействия на органы чувств познающего человека.

Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные свойства изучаемого объекта. 

Суждение - мысль, утверждающая что-либо о свойствах изучаемого объекта.Умозаключение - вывод, мысленная связь нескольких суждений. Индуктивное умозаключение - умозаключение от частного к общему. Дедуктивное умозаключение - умозаключение от общего к частному.

Соотношение эмпирического и рационального познания.

Что важнее, теория или опыт?

Эмпирики отдают предпочтение опытному знанию.

Рационалисты отдают предпочтение теоретическому знанию.

Очевидно, истинное знание является результатом как рационального, так и чувственного познания. Эту мысль хорошо иллюстрирует модель Уайтхеда: опытное знание стимулирует теоретическое,  требует осмысления, а теоретическое знание требует проверки опытными данными.

Очень образно сказал об уровнях научного познания Фрэнсис Бэкон, назвав их "путь паука", "путь муравья" и "путь пчелы". Чистое теоретизирование без опытных данных заставляет блуждать в паутине умозрительных построений.  Опытные данные без осмысления громоздятся в горы отдельных зернышек знания. Истинное же знание рождается в результате осмысления и преобразования в научную картину мира опытных данных, так пчела, собирая нектар, преобразует его в целебный мед.

 

Download
Познание
Понятие, виды познания, уровни, формы, инструменты и методы научного познания
Познание_.pdf
Adobe Acrobat Document 222.5 KB

Истина.

Результатом научного познания является наиболее полное и правдивое, объективно отражающее свойства изучаемых предметов и явлений знание, то есть знание истинное. Истина - идеальная цель, но часто отсроченный результат познания, поскольку окружающий человека мир Вселенной грандиозен и необъятен,  а инструментарий познания далеко не всегда совершенен.

Абсолютная истина - истина, полностью отражающая свойства изучаемого предмета или явления.

Относительная истина - истина,  которая уточняется со времнем по мере совершенствования  процесса и средств научного познания.

Например, относительным знанием является знание о том, что Земля - шар. Наблюдения из космоса показали, что шар Земли как бы приплюснут на полюсах, и верхнее полушарие не симметрично нижнему.


Download
google7a874c94d42b5c7c.html
HTML Document 53 Bytes