Мыслители прошлого о человеке и обществе. Древний мир.

               Мифологическое общественное сознание.

               Общественное сознание - принятые в данном обществе представления о мире, обществе, человеке. Мифологическое общественное сознание опирается на образное мышление и чувства. Оно связано со страхом, любопытством, неуверенностью, фантазией человека древности в его попытках понять и объяснить окружающий мир и себя в нем. Мифологическое сознание объединяет в себе религиозные представления, понятия добра и зла, должного поведения, эталоны красоты. Человек не выделяет себя из окружающего мира. Он еще не научился разделять духовную деятельность на религию, искусство, науку, нравственные искания. 
                С помощью мифологического сознания человечество сделало ряд духовных открытий. В мифах древности появились идеи о творении всего сущего, о развитии общества (золотой, серебряный, медный, железный век). Мифы содержат образцы достойного поведения человека, образно показывают бессилие человека перед смертью (Орфей и Эвридика). Мифы содержат сказочные фантазии и удивительную мудрость. Самым страшным чудовищем в мифах Древней Греции является Крон, Хронос - так показана беззащитность человека перед временем. Ну чем не философский взгляд?
               В 5 веке до н.э. в общественном сознании человечества произошел грандиозный переворот. Карл Ясперс назвал это время "осевым". На Западе зародилось рациональное сознание, на Востоке - первая религия личного спасения.
               Рациональное общественное сознание.
               Рациональное общественное сознание объясняет природу человека, окружающий мир и общество, место в них человека, опираясь на разум. Философы ионической школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит ввели понятие бытие в обиход философской мысли. Что составляет основу всего сущего (человека в том числе): эфир, вода, атомы? Их называют основателями натурфилософии, но они не занимались специально философией природы, для них, по-прежнему, человек не выделен из окружающего мира, они не рассматривают его как такового. 
                Интерес к человеку пробудил Сократ. Был ли он  только литературным героем диалогов Платона или реальным историческим лицом?  О нем оставил свидетельства другой, не такой знаменитый как Платон, его ученик - Исократ. Сократ сатирически изображен в комедии Аристофана "Облака". Его образ жизни вызывал недоумение: не беря платы, он учил молодых людей, применяя метод майевтики, так называемый сократический диалог. Диалог - разговор двоих собеседников. Метод Сократа состоит в умении сформулировать наводящие вопросы, отвечая на которые, его собеседник приходит к заранее определенным выводам. То есть, в таком диалоге есть активная и пассивная сторона. Майевтика помогает, по мысли Сократа, родиться правде, а активный участник диалога выступает как ее повивальная бабка (акушерка, говоря современным языком).
Если это был реальный человек, то он, безусловно, являлся незаурядной личностью и великим философом. Сократ задумался о побудительных причинах поступков человека. Его современники считали, что человек поступает так, как велит судьба, как повелевают боги. Сократ назвал внутреннее чувство - ориентир поведения человека - его "даймонием" ("гением"). Мой даймоний помогает мне правильно поступать, как повелевает благо, говорит Сократ.  Благо - хороший, правильный поступок, с точки зрения красоты и добра. Иначе говоря, даймоний Сократа - это его нравственное чувство. За это учение Сократа  по доносу привлекли к суду, как    развратителя юношества, поскольку он де запрещает ученикам молиться родовым богам (как предписывает обычай) и заставляет поклоняться какому-то демону. За это страшное, по законам Афин, преступление, Сократа приговорили к смертной казни. У него была альтернатива - изгнание - но он выбрал смерть, покорившись закону Отечества. Сократ умер стоически, приняв яд, в окружении рыдающих учеников. Русский философ Н. А. Бердяев назвал Сократа предшественником Христа. Смерть по приговору государственного суда         праведника Сократа потрясла его ученика Платона. Он 20 лет провел в добровольном изгнании, вернувшись в Афины с учением о справедливом государстве, которым должны править философы.
Учение Платона о государстве основано на идеалистических представлениях (идеализм - красивое учение о мире идей - тоже принадлежит Платону) о том, что, правильно подготовив правителей, можно создать идеальное государство. Государственная система образования должна, по мысли Платона, предусматривать разные ступени подготовки, в зависимости от способностей учеников. Дольше всего должны учиться будущие философы - правители государства. Платон основал в Афинах свою школу: знаменитую Академию. У него было много учеников, один из них,  сын диктатора Сиракуз, став диктатором после смерти отца, трижды приглашал Платона, как почетного советника. Реальная жизнь оказалась не в ладу с идеями: молодой диктатор продал учителя в рабство, очевидно, устав от его советов, и другим ученикам пришлось собирать деньги за выкуп.
Самый знаменитый ученик Платона - Аристотель. Он тоже основал в Афинах школу, она называлась Ликей (Лицей). Аристотель создал свое учение о государстве: он выделил  3 формы государства, рассмотрев их возможные позитивные и негативные варианты реализации. Монархия или деспотия, в зависимости от намерений и личности правителя. Монарх, заботящиеся о подданных, - положительный правитель, - деспот, их притесняющий, - отрицательный. Охлократия и олигархия - власть немногих. Если это представители аристократии, получившие соответствующее воспитание и образование, хорошо, если нет, власть такой группы может быть вульгарной, кичливой, опирающейся на насилие. Демократия и полития. Интересно, что демократия, с точки зрения Аристотеля, - негативная форма государства, поскольку политик - демагог может увлечь беднейшее население популистскими лозунгами. Полития - форма государства, в котором большинство населения - состоятельный средний класс, стремящийся к стабильности. Здесь политику не удастся увлечь сомнительными целями. В учении Аристотеля что-то есть, не правда ли? Аристотель явно был любителем систематизации. Он классифицировал науки, выделив физику (учение о природе), метафизику (учение о духовном, сверх природном), этику, эстетику. Известнейшим учеником Аристотеля был Александр Македонский. Очевидно, устав от наставлений и систематизаций, он решил заняться более "стоящим" делом. Урок всем учителям.
               Буддизм.
Будда  считается основателем буддизма. Будда - не имя, а почетное звание, титул, означающее просветлённый. Возможно, это  был не один человек, а целый ряд великих  учителей -воспреемников духовной традиции.
Есть очень красивая легенда о преображении Сиддхардхи Гаутамы в Будду. Он родился в семье раджи, должен был прожить обычную жизнь представителя касты кшатриев: быть воином и правителем. Но его отец получил предсказание, что сын станет отшельником. Чтобы оградить сына от этого жребия, отец окружил его роскошью, всякого рода наслаждениями. Но однажды ворота прекрасного сада, окружавшего роскошный дворец раджи, оказались открытыми, и юноша выскользнул на улицу. Там он увидел три вещи, абсолютно его поразившие: похоронную процессию, больного проказой и дряхлого немощного старика. Поняв, что в реальной жизни есть страдания, Сиддхартха удалился в священный лес и предался размышлениям. Там, после долгих медитаций, на него сошло озарение. Он понял, что каждый человек, не дожидаясь хорошего звена в цепочке перерождений, может освободиться  от страдания. Добро, целительная медитация, нирвана, - вот путь освобождения. Откровения Будды, записанные его учениками, содержатся в Трипитаке. Не поленитесь прочитать некоторые из них, и вы поразитесь их мудрости.
               Конфуцианство.
Очень странное и интересное учение: религия, этическое учение, правила этикета, общественно-политические взгляды в одном комплекте. Правителя надо почитать, потому что он Сын Неба и, в то же время, заботливый отец для подданных. Красота внутренняя (скромность, сдержанность, удовлетворение от сделанных добрых дел) должна сочетаться с внешней: опрятностью костюма и приятностью манер. Конфуций предлагает основы взаимоотношений для людей разного социального положения: добродетель и хорошее воспитание, взаимная ответственность. Определенное число поклонов старшему - в знак уважения, младшему - в знак покровительства. Правитель должен любить подданных, как отец родной. Конфуцианство долгие столетия было официальной религией Китая, став неотъемлемой частью национальной культуры. Возможно, "китайские церемонии" подчас излишни, но не помогло ли уважение к государству сохранить общественно-политическую стабильность в 1980-е годы, когда Китай под руководством коммунистической партии строил капитализм?
Конфуций является одним из создателей патриархальной теории государства.
                 Стоики, киники, скептики и эпикурейцы. 
                 "Послушных рок ведет, а непослушных тащит", - так говорили во времена античности, смиряясь перед судьбой. Наиболее последовательно это девиз воплотили стоики. Человек стоически должен встретить все подарки и удары судьбы - основная мысль учения. Одним из наиболее ярких последователей стоицизма был Сенека. Интересно, что ему пришлось стоически принять смерть от яда по приказу его ученика императора Нерона.
                 Скептики - сомневающиеся. Поставили перед философской мыслью проблему субъективности познания. Они усомнились в возможности истинного знания.
                 Киники впервые в истории задумались о системе ценностей. Они призывали довольствоваться малым, ограничивая материальные потребности до невероятного минимума. Знаменитая история о Диогене  и Александре Македонском: Диоген попросил Александра подвинуться и не заслонять ему солнце в ответ на  предложение всемогущего царя  выполнить любую просьбу нищего философа. Диоген Лаэртский - реальное историческое лицо. Некоторое время он действительно спал в пифосе - огромном глиняном сосуде (отсюда история о бочке). Киники ограничивали не только материальные, но и духовные потребности. Отрицая необходимость излишних знаний, они доходили чуть ли не до прославления безграмотности. Почему слова циник (от киник), цинизм носят негативную окраску? Потому что киники (циники) откровенно презирали людей. "Ищу человека",- ответ Диогена на вопрос, почему он ходит днем с факелом. "Народу много, а людей немного". Так и видишь, как мрачно сдвинуты у него брови.
                  Эпикурейство - тоже своеобразное учение о ценностях. Но если киники мрачно замыкаются в отрицании, то эпикурейцы призывают к духовному и физическому наслаждению. Фактически, те и другие говорят об одном и том же, но  одни фиксируют внимание на недостатках человеческой натуры и страдают от этого, а  другие стремятся к наслаждению в гармонии  духа и тела. Удовлетворяя естественные  и необходимые потребности, не стремясь к излишествам, власти, почестям, человек сохранит безмятежность души, - так учили в "саду Эпикура" (школа Эпикура в Афинах). К сожалению, более поздние последователи Эпикура сосредоточились на материальных наслаждениях, чем извратили его учение.
Download
google7a874c94d42b5c7c.html
HTML Document 53 Bytes