Средневековье.

          Аврелий Августин. 
Аврелий Августин жил на переломе двух эпох: на смену язычеству приходило христианство. Отец его был язычником, мать христианкой. Аврелий получил блестящее образование, а когда ему было около 30, он стал христианином. Опыт его духовного переворота, а также прекрасное образование отразились в его учении. Аврелий Августин считается столпом патристики (учения отцов христианской церкви о правильной вере). Нас он интересует как философ. "Град Божий" и "град земной" - два мира, в которых может пребывать человек и человечество. Смысл развития общества - в приобщении к граду Божьему, смысл и счастье жизни отдельного человека - в приобщении к "граду Божьему". Бог изливает свет любви - божью благодать, но чтобы ее принять, человек должен оказаться в особом состоянии готовности, открытости души и сердца, благости. И когда душа его принимает Божью любовь, он находится в состоянии душевного блаженства. Свой личный опыт обретения веры, Августин наложил на учение неоплатоников, которые, в свою очередь, использовали образы мира идей Платона. 
           Фома Аквинский
Еще один столп христианско-философской мысли, не ограничивающий себя толкованием Святого писания и христианской этики. Фома Аквинский, как и Аврелий Августин, жил на переломе эпох: на смену средневековью приходит Новое время, пока еще появляются только его отдельные,  еще не очень определенные черты, но они начинают создавать новый мир и общество. В духовном плане это связано с новой волной рационализма. Главное произведение Фомы Аквинского называется "Сумма теологии", и это очень символическое название. В этом произведении Фома приводит рассудочные, опирающиеся на разум и логические выкладки доказательства бытия Бога. Схоластика - метод христианско-философской мысли, которые применил, используя достижения предшественников, и развил Фома Аквинский. У самого Фомы Аквинского тоже были многочисленные последователи, современные  представители неотомизма вписывают и обосновывают достижения науки в христианскую картину мира.
         Новое время.
На грани нового времени и средневековья очень яркую роль в изменении взглядов на человека в общественном сознании сыграли гуманисты. Гуманизм - явление в философской мысли, культуре, для которого человек как таковой является главным объектом изучения. 
         Данте Алигьери. 
"Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины". Чем не констатация кризиса середины жизни? Человек, недовольный собой (или окружающим миром), отправляется в путешествие по кругам ада, взяв в экскурсоводы языческого поэта Вергилия. Толкование великой "Божественной комедии" - дело безнадежное. Она, как и любое другое великое явление культуры, может по-разному открыться людям разного возраста, культуры, национальности. Нам важно знать, что Данте признает за человеком право на рефлексию, автономию духовной и душевной жизни. Мир творчества Данте наполнен разными образами, он хорошо знал средневековую и античную литературу, и освящен любовью к прекрасной женщине. Чего нет в этом мире, так это самоограничений, предписаний, указаний духовных или светских наставников. 
         Эразм Роттердамский.
Факт биографии, говорящий о многом: будучи сиротой, Эразм поступил в монастырь и был рукоположен, но добился разрешения выйти из монастыря и стать независимым ученым. Наука, которой он занимался,  - теология. Но какое это было время для теологии? Яростные споры о реформе католической церкви, деятельность Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина. Сторонники и противники реформации (реформы католической церкви) воевали не только на бумаге. "Похвала глупости" - так "приветствует" всяческое насилие в делах веры Эразм Роттердамский. Он был против светской власти церкви, но считал, что реформу церкви надо проводить без излишних потрясений. "Чистая молитва ведет чувство на небо, словно в крепость, ..., знание укрепляет ум спасительными помыслами". Так и хочется продолжить: вера и мировоззрение - личное дело каждого человека. Уважение к индивидуальной душевной и умственной работе человека делает Эразма Роттердамского великим гуманистом.
         Пико делла Мирандола.
Полиглот ( знал множество языков), что дало ему возможность читать Ветхий Завет и Коран в подлиннике, интересовался многими эзотерическими (тайными) духовными текстами, за что получил обвинение в ереси (учение, противоречащее официальному церковному учению). Пришел к выводу, что все религиозно-философские учения являются отражением одной истины (чем предвосхитил идеи теософии?).  Человек "может стать тем, чем хочет". Чем не апология (защита) свободы  воли. Теперь понятно, почему он считается гуманистом!
         Леонардо да Винчи.
Как художник эпохи Возрождения, поставил человека в центр художественного творчества. Уникален даже среди них, великих художников всех времен и народов, потому что не только творил, как гуманист, но и жил, как человек Нового времени. Удивительно, сколько независимости в жизни человека, который зависел от заказов богатых и знатных покровителей. Леонардо вынужден был скрывать свои научные интересы, личную жизнь, чтобы не подвергнутся осуждению и формальному наказанию. При этом он не отказался ни от одной темы своих изысканий (анатомия и физиология человека, водяные и воздушные потоки, воздухоплавание, новые источники энергии и т. д. и пр. - длинный список). Писал картины так и столько, как и  сколько подсказывал ему только внутренний цензор. Поставил в творчестве глубокие философские проблемы. До сих пор ученые, писатели и просто любители пытаются понять смысл "Тайной вечери", тайну его Джоконды и загадку его Иоанна Крестителя. Настоящий титан Возрождения и эталон гуманизма.
         Томас Мор.
Не был аристократом, но сделал блестящую карьеру, от депутата парламента до лорда-канцлера (главы правительства). Позволил себе публично  не согласиться с церковной реформой Генриха YIII (какую силу воли и характера надо было иметь!), за что был казнен. Написал книгу "Утопия", где показал идеальное общество с полным политическим и социальным равенством граждан.
           Франсуа Рабле. 
Священник и врач, имел широкую сферу интеллектуальных интересов: от права до древних трактатов о лекарственных травах. Двадцать лет писал свой знаменитый роман "Гаргантюа и Пантагрюэль". Сатирическое изображение всего, что ограничивает свободу человека - от системы воспитания до суда,- прославление просвещения и наук, гимн "естественной природе" человека, его природному началу, интерес, любовь и сочувствие к трудовому люду, - все это делает Франсуа Рабле ярким представителем гуманизма и борцом за высвобождение человека из-под гнета феодальных условностей.
              Вильям Шекспир.
Ну что тут скажешь? Великий драматург создал великий образ человека: в любви, ненависти, соперничестве, дружбе, верности, коварстве, силе, слабости, величии, низости. Шекспир сказал о человеке все. Поэтому до сих пор не утихают споры о том, кто стоял за реальным человеком, приехавшим из Страттфорда-на-Эйвоне покорять театральную публику столицы. Гениальный драматург, сделавший себя сам, - классический  пример человека Нового времени.
            Тема гуманизма неисчерпаема. Термин стал со временем 'уже его первоначального значения, но от этого не менее, а более значимым. Гуманизм - синоним человечности, человеколюбия. В 20 веке список великих гуманистов пополнили Л. Н. Толстой, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг. Список не закрыт.
             Социальные теории мыслителей раннего нового времени.
теория общественного договора
теория естественных прав
теория правового государства
теория разделения властей
теория гражданского общества
о вреде частной собственности
о вреде религиозной организации
       

Мыслители прошлого о человеке и обществе. Средневековье и Новое время

Теория общественного договора

Создатели теории общественного договора считали, что догосударственное состояние общества - "война всех против всех". Это происходит,  потому что люди по природе своей злы (Гоббс) или испорчены условиями жизни (Локк). Так или иначе, для того, чтобы обеспечить общественный порядок, они договариваются о том, чтобы передать часть своих прав и свобод государственному аппарату. "Левиафан" (чудовище), - так называет Гоббс этот мощный инструмент управления людьми, необходимый для их же пользы. Создатели теории - английские мыслители 17 века Гоббс и Локк, а также представители французского Просвещения, Жан Жак Руссо, например.

Download
google7a874c94d42b5c7c.html
HTML Document 53 Bytes