Культура русских земель в XIII-XYI веках

Последствия монголо-татарского нашествия. сммм

Фольклор. сммм

Литература. смм

Искусство. см 

Архитектура. Каменное зодчество возобновилось в конце XIY - начале XY века. При Иване Калите в московском Кремле возводятся 4 каменных храма: кафедральный Успенский собор, церковь Ивана Лествичника, церковь Спаса на Бору и Архангельский собор. Ни одно из строений не сохранилось, построены они были, очевидно, в стиле владимиро - суздальского зодчества. В 1367 году, при Дмитрии Донском, в Москве возводится белокаменный Кремль. Получает дальнейшее развитие новгородская школа архитектуры. Нарядное внешнее убранство - новая ее особенность. Примером такой постройки являются церковь Федора Стратилата (1360) и церковь Спаса на Ильине улице (1374). Псковский зодчие в это время достигли больших успехов в крепостной строительстве. XV век - время дальнейшего развития московской и новгородско-псковской школ архитектуры. Примеры новгородской школы XY века: церковь Василия на Горке (1413), а также Грановитая палата , построенная в 1433 году по указанию новгородского архиепископа, стремящегося подчеркнуть суверенитет Новгорода. Примеры московского зодчества, наследовавшего особенности владимиро-суздальского стиля, - собор Успения на Городке в Звенигороде (1400), храмы Троице-Сергиева (1422), Саввино-Сторожевского (1405) и Андроникова (1427) монастырей. В правление Ивана III, государя всея Руси, московский стиль становится уникальным. Аристотель Фиораванти (Фьорованти) в 1475-1479 достраивает (собор начали строить псковские мастера, но он рухнул, доведенный до крыши) Успенский собор, который похож и не похож на владимирский Успенский собор. В отличие от последнего, московский собор тоньше, тоньше его внутренние колонны, он выстроен из кирпича. Во владимирском соборе 3 апсиды и 14 столпов (колонн), в московском - 5 апсид и 6 столпов. Собор соединил в себе русские традиции и новые европейские технологии эпохи Возрождения. Московский Успенский собор стал  кафедральным, а также образцом для многих других храмов. В 1484-1489 годах псковские мастера построили Благовещенский собор - домовую церковь государевой семьи. В 1485-1516 годах под руководством итальянских мастеров были сооружены кирпичные стены московского Кремля взамен обветшалых белокаменных. В 1487-1491 годах под руководством итальянских зодчих Марко Руффо и Антонио Солари была построена Грановитая палата. Название происходит от обработки стен "гранями",  внутри палата представляет собой квадратный зал, площадью 500 кв.м и высотой 9 м, своды которого опираются на массивный четырехгранный столп в центре. Грановитая палата предназначалась для торжественных приёмов. В 1505-1508 годах Алевиз Новый возвел Архангельский собор, ставший усыпальницей государей, а Бон-Фрязин - колокольню Ивана Великого.

В XYI веке градостроительный работы продолжались за пределами Кремля. Новые укрепления окружили Китай-город, в 1584-1591 годы Федор Конь построил стены и башни Белого города, а в 1591-1592 были построены деревянно-земляные укрепления по линии Садового кольца.

В XYIвеке мощные укрепления были построены в Нижнем Новгороде.

Шатровый стиль. Постепенно храмы становятся всё выше и выше за счет уменьшения ширины здания и более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые (раньше строились только деревянные) церкви. Ярким примером такого стиля является церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 году.

В 1555-1556 году на Краской площади в Москве под руководством русских мастеров Бармы и Постника Яковлева  был возведен храм Покрова что на Рву, то есть храм Василия Блаженного. Вокруг центрального шатра храма расположены 8 куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме. Первоначально храм был белым, цветным он стал в XYII веке. 

Download
google7a874c94d42b5c7c.html
HTML Document 53 Bytes