Государственная Дума и правительство. П.А.Столыпин.

     Выборы в 1 Государственную Думу не были прямыми: сначала выбирались избиратели, а затем они уже избирали депутатов. Выборы были сословными: избиратели делились на 4 курии (дворяне, буржуазия, крестьяне, рабочие). Выборы не были равными: 1 голос помещика был равен 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Тем не менее, 1 и 2 Думы оказались настолько радикально настроенными, что не стали сотрудничать с правительством и были распущены царем.

     Первая Дума проработала одну сессию: с 27 апрелеля по 9 июля 1906 года. Больше всех депутатских мест получили кадеты. В Думе образовалось несколько фракций, одной из крупнейших оказалась фракция трудовиков, защищавшая интересы крестьян. Основным вопросом в повестке дня явился аграрный вопрос, причем проблему крестьянского малоземелье большинство депутатов согласились решить с помощью частичного отчуждения помещичьих земель. Большинство депутатов Первой Думы не имели намерения сотрудничать с правительством и принимать законы о преобразованиях в аграрном секторе, предложенные его председателем. Конфликт Думы с царским правительством привел к ее роспуску царем.
     Вторая Дума проработала, как и первая, только одну сессию (с 20 февраля по 3 июня 1907 года). Ее состав оказался еще более радикальным. Аграрный вопрос по-прежнему активно обсуждался, депутатские фракции предложили свои законопроекты, несмотря на то, что правительство начало реализацию реформы Столыпина. Депутаты не одобрили чрезвычайные действия полиции (вспомните, что революционные события продолжаются). Представитель группы социал-демократов попытался поставить вопрос о власти. Это вызвало соответствующую реакцию: Дума была распущена царем. 
     3 июня 1907 года был принят новый избирательный закон. Вспомните, что по форме правления Россия является в это время дуалистической монархией. "Основные законы Российской империи" предоставляли царю исключительные полномочия в исполнительной, а также законодательной власти: в перерывах между сессиями Думы он имел право издавать чрезвычайные указы, имевшие силу закона. Но изменение избирательного закона без одобрения Государственной Думы  противоречило "Основным законам", поэтому событие получило в историографии название государственного переворота. Новый закон привел к гораздо большим преимуществам на выборах происхождению и богатстству: 1 голос помещика теперь равнялся 3 голосам крупной буржуазии, 65 голосам средней, 265 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Царское правительство получило в результате гораздо более стремящуюся к сотрудничеству государственную Думу.
      Третья Дума отработала положенный пятилетний срок с 1907 по 1912. Особое влияние в ней имели октябристы, используя обычную тактику центристов - тактику "парламентских качелей". В союзе с монархистами они  принимали закон охранительной направленности, в союзе с кадетами - либеральной.  Дума придала статус законов положениям аграрной реформы Столыпина (она проводилась по указам императора), приняла закон о введении земств в западных губерниях. Для более эффективной законотворческой работы практиковались рассмотрения законопроектов в комитетах и комиссиях, совещания наиболее авторитетных представителей фракций, но все-таки принятие многих полезных законов (например, о подоходном налоге, о неприкосновенности личности!) всячески затягивалось. Этому способствовали партийные разногласия, противоречия между Думой и Государственным Советом (верхняя палата парламента), пассивное сопротивление Думы правительству. 
     Четвертая Дума работала с 1912 по 1917. В августе 1915 года ряд депутатских фракций -кадеты, октябристы, прогрессисты - образовали Прогрессивный блок, выступавший за создание ответственного перед Думой правительства. Это было вызвано неудачами на фронте, раскрывшийся аферой военного министра Сухомлинова, растравившего государственные деньги и "министерской чехардой", то есть частой сменой состава правительства, полностью зависящего от воли одного императора. У Николая появился шанс разделить ответственность, чем он, к сожалению для него самого, а может быть, и для России, не воспользовался. В феврале 1917 года часть депутатов Думы не смирилась с решением императора приостановить ее работу, было провозглашено создание Временного комитета государственной Думы, который сформировал Временное правительство. Как депутаты воспользовались исполнительной властью, посмотрим в дальнейшем.
Деятельность П.А.Столыпина.
     Окидывая взглядом панораму политической жизни России рассматриваемого периода, невольно испытываешь впечатления от просмотра фотохроники с торжеств к 300-летию царствования Романовых: в тех кадрах, где есть П.А.Столыпин, все остальные уходят на второй план. Сила духа, энергия, воля, эрудиция, оригинальность политического мышления, последовательность и здравомыслие в планах преобразований и решимость в их реализации, - далеко не всякий политик может похвастаться такими качествами. Став во главе правительства во время революции, Столыпин был вынужден применить все те репрессивные меры, за которые получил прозвище "вешатель". Столыпин - реформатор подготовил программу преобразований, направленных на реализацию обещаний Манифеста 17 октября. Она предусматривала всеобщее начальное обучение, снятие ограничений по национальному и религиозному принципу, гарантии рабочим на случаи потери трудоспособности, реализацию провозглашенных манифестом принципов неприкосновенности личности, жилья, тайны корреспонденции, современную систему налогообложения. Аграрная программа Столыпина не вызвала энтузиазма в  радикально настроенных депутатах Думы первого и второго состава, но даже они не смогли его игнорировать. "Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия,"- П.А.Столыпин умел формулировать! Аграрная программа была направлена на решение проблемы малоземелья крестьян в центральных губерниях без полного аграрного перераспределения и высвобождение предпринимательских способностей у тех крестьян, кто их имел. Для реализации первой цели Столыпин продумал меры переселенческой политики, такие как льготные кредиты, налоговые послабления, особые вагоны для скарба и скота. Конечно, устроиться на новом месте, проявить предпринимательскую жилку, справиться с мздоимством местных властей  смогли не все, но те, кто справились, смогли наладить товарное производство различной сельскохозяйственной продукции, в том числе, новых видов: сибирское масло и бекон нашли покупателей в Европе. Проведение реформы крестьянской общины оказалось более проблематичным. Реформа предполагала выделение пожелавших крестьян из общины. Будучи Виленским губернатором, Столыпин оценил хуторское хозяйство, уровень доходности которого, жизни и быта крестьян был несравненно выше, чем в центральных регионах. Реформа предполагала выселение на хутора пожелавших выделиться из общины крестьян, если они перевозили усадьбу из деревни на свои земли, или просто сведение всех участков земли в один - отруб, - если оставались жить в деревне. Представьте себе сложности, с которыми сталкивались землеустроительные комиссии. Крестьяне общины пользовались землей сообща, она делилась на полоски, одни на пригорках, выгодных в дождливое лето, другие в низине, что хорошо в засуху. С чересполосицей крестьяне сроднились, она давала примерно одинаковые условия жизни всем, она оправдывалась в их глазах стариной, обычаем. Раз в 12 лет происходили коренные переделы, когда полоски снова нарезались, в зависимости от числа мужчин-работников. Как эту землю нарезать, сводя часть земель в единые участки, компенсируя потерянные полоски крестьянам, не пожелавшим выделиться из общины? Местные власти для облегчения работы по новому землеустройству стали оказывать давление на крестьян, принуждая всех выделиться из общины. Это, естественно, вызывало недовольство. 
Чтобы адекватно  оценить причины удач и неудач в реализации преобразований Столыпина, надо не забывать о факторе времени. "20 лет тишины и покоя" - условие успеха преобразований, по мнению самого реформатора. Столько времени не получили ни реформы, ни сам преобразователь. В сентябре 1911 года он был убит двойным агентом, что очень показательно, учитывая количество недоброжелателей этого энергичного талантливого человека, и среди революционеров, и среди либералов, и среди консерваторов.
Не надо забывать о субъективных факторах и самом главном из них  - людском. И.А.Бунин, поработав в молодости в землеустроительный комиссии, на всю жизнь сохранил представления о патриархальности крестьянства, причем далеко не всегда благостной и мирной. 
Так или иначе, показатели развития страны, в том числе сельского хозяйства, накануне Первой мировой войны весьма впечатляют своей динамикой. Равно, как и перечень отклоненных или принятых с большим опозданием законопроектов (в том числе проект всеобщего начального обучения, отклоненный Государственным Советом), которые после смерти Столыпина некому было отстаивать. На смену Личности пришли пешки, которые слишком часто менялись по прихоти императора, чтобы оставить их в памяти.
Download
google7a874c94d42b5c7c.html
HTML Document 53 Bytes