М.С.Горбачев

Горбачев Михаил Сергеевич, генеральный секретарь ЦК КПСС с 1985 года, первый и последний президент СССР, с его внутренней и внешней политикой связаны понятия «ускорение», «перестройка», «гласность», «новое политическое мышление».

Социально-экономическое развитие 1985-1991.

Ускорение – внутренняя политика, направленная на совершенствование социально-экономического развития страны на основе традиционно-социалистических методов: ускоренное внедрение научно-технического прогресса, развитие социалистического соревнования, максимальное использование производственных мощностей на основе многосменного режима работы, повышение производительности труда и трудовой дисциплины (так называемое, усиление человеческого фактора), улучшение качества продукции, развитие рационализаторства. Предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества социализма». Провозглашая курс на ускорение, Горбачев надеялся за счет «скрытых резервов» в короткий срок добиться ощутимых результатов. В 1985 году прирост производительности труда составил 1,3 %. Это вызвало оптимистичные прогнозы дальнейшего развития страны руководством и амбициозные планы экономического и социального развития страны до 2000 года, принятые XXYII съездом КПСС в марте 1986 года, в соответствии с которыми промышленный потенциал страны должен был увеличиться вдвое. Внеэкономические методы интенсификации производства оказались, однако, малоэффективными. Поступательный прирост быстро прекратился. Уже в 1986 году правительство больше внимания уделяет  перестройке управления хозяйством страны.

Перестройка – внутренняя политика, направленная на внедрении новых методов управления и хозяйствования.  В 1986 году была введена дополнительная структура, контролирующая качество продукции – госприемка.Теперь эту функцию выполняли одновременно ОТК (отдел технического контроля) и госприемка, дублирующая деятельность ОТК. Помимо всего прочего, руководители предприятий должны были ломать голову, где разместить новую структуру. Эта мера ничего нового не вносила в контроль качества продукции: там работали те же кадры, использовалось то же оборудование, те же приемы работы,- но требовала финансовых влияний: на помещения, переоборудование, новые рабочие места. Малоэффективной мерой оказалась пресловутая антиалкогольная кампания, начатая постановлением Совета министров СССР в мае 1985 года. Повышение розничных цен и резкое сокращение производстваликеро-водочной продукции (за два года в два раза) вызвали альтернативную самодеятельную продукцию и сокращение доходовгосударственного бюджета. Программа «Жилье 2000» провозгласила в обозримом будущем полное решение жилищного вопроса. Школьная реформа – полную компьютеризацию средней школы. Ни та, ни другая программа не сдвинулись с места. Одновременно проводились меры по внедрению элементов рыночного хозяйства: предприятия и объединения получили право поставлять свою продукцию друг другу на договорной основе. 20 министерств и 70 крупных объединений – право самостоятельно выходить на внешний рынок. Руководство страны поддержало аренду и бригадный подряд, особенно в сельском хозяйстве (бригада, например, брала подряд на выращивание молодняка.) Заработкиработников арендных и подрядных предприятий существенно превышали средние заработки. Были сняты ограничения на строительство домов на садовых участках горожан. В ноябре 1986 года был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». Закон разрешал индивидуальную предпринимательскую деятельность (без найма) в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. В мае 1986 года был принят закон «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами», формально он был направлен против дельцов теневой экономики, фактически от его применения пострадали кустари, мелкие торговцы, горожане, выращивавшие на участках продукцию на продажу.

Уже в 1987 году руководство страны приходит к выводу о необходимости более глубоких, структурных преобразований, необходимости внедрения элементов рыночной экономики, в частности. К разработке программы преобразований были привлечены ведущие экономисты: Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян,  А.Г.Гранберг,  П.Г.Бунич, Т.И.Заславская. Разработанные ими проект преобразований включал: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально – путем развития кооперативного движения), отказ от монополии внешней торговли, более глубокая интеграция в мировой рынок, сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, развитие арендных отношений  на селе. На основе идей проекта были приняты: в июне 1987 года - закон «О государственном предприятии (объединении)», постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о расширении прав трудовом коллектива и выборах руководителя, в мае 1988 года закон «О кооперации в СССР». Лишившись государственной поддержки, аграрный сектор уже в 1988 году начал переживать кризис, который распространился и на промышленность. Меры негативно сказались на   интеграции в рамках  социалистического содружества. Социалистические партнеры СССР, не получив ожидаемые доходы от поставок изделий легкой промышленности в СССР, в свою очередь, отказались от заказов советской тяжелой промышленности. Советский же покупатель вместо качественных изделий легкой промышленности зарубежных стран получил сомнительные кооперативные изделия. Появление кооперативов вызвало новые виды дефицита, например, тканей и фурнитуры.Новые виды предприятий – кооперативы, совместные предприятия, акционерные общества, - повлияли и на государственный сектор. Госпредприятия начали преобразовываться в арендные и кооперативные. Сильная инфляция сводила на нет все (немногие) позитивные изменения в экономике, уровень жизни большинства населения стремительно падал. Руководство страны разделилось на сторонников и противников дальнейших преобразований. Сам Горбачев твердил о необходимости преобразований и, одновременно, верности «делу социализма», в общем-то, пустых разговоров с его стороны было более чем достаточно.

В 1990 году было принято постановление Верховного совета СССРо концепции перехода к регулируемой рыночной экономике, а на его основе – ряд соответствующих законов. Несмотря на сохранение высоких (35-45%)налогов на прибыль, законы 1990 года создали больше условий для коммерческих предприятий. Но государственное регулирование цен не спасало положение с товарным дефицитом, на многие продукты была введена карточная система. Денежная эмиссия увеличилась в 4 раза. За счет внешних займов государственный долг СССР вырос с 10 млрд. в 1985 году до 52 долларов в 1991, а золотой запас уменьшился в 10 раз и составил 240 тонн. В промышленных районах, особенно угольных бассейнах, стало расти забастовочное движение.

Летом 1990 года академик С.С.Шаталин, Г.А.Явлинскийи группа их единомышленников создали экстренную экономическую программу «500 дней», предусматривавшую масштабную приватизацию государственной собственности, введение свободного рыночного ценообразования с одновременной индексацией заработных плат и социальных пособий. Программа также предусматривала значительную экономическую самостоятельность республик в составе Союза ( надо заметить, что она уже существовала в условиях экономического коллапса и кризиса власти). Но эта программа не была реализована. Горбачев предпочел программу экономических преобразований министра финансов СССС В.С.Павлова (в декабре 1990 стал премьер-министром). Программа Павлова предусматривала жесткий государственный контроль перехода к рынку.

Политическое развитие 1985-1991.

М.С.Горбачев стал генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года.  Вскоре он провел быстрое обновление и омоложение кадров.

На апрельском пленуме ЦК КПСС была выдвинута задача перестройки и ускорения.

25 февраля-6 марта 1986 года состоялся XXYII съезд КПСС. Он принял новую редакцию Программы КПСС, из которой изъяли наиболее одиозные положения: о создании в кратчайшие сроки материально-технической базы коммунизма, о достижении наивысшей в мире производительности труда, например. В политическом докладе Горбачева, кроме критики издержек культа личности 1970-начала 1980 годов, были намечены новые идеи:  о недопустимости совмещения функций партийных и советских органов, гласность, усиление социальной ориентации экономики, необходимость перемен в структурной и инвестиционной политике.

После съезда Горбачев и его окружение столкнулись с сопротивлением части партийно-государственного аппарата, как на местах, так и в высшем звене, по отношению к критике практики строительства социализма в СССР. Авария на Чернобыльской АЭС еще раз поставила проблему свободы информации. Оппозиция значительной части партийного аппарата вызвала стремление Горбачева искать поддержку в рядах интеллигенции. В 1986 году  первые признаки гласности проявились в этой среде. На экраны вышел фильм Т.Абуладзе «Покаяние», Съезд Союза кинематографистов избрал новое руководство, появились первые острые публикации в «Московских новостях», «Огоньке». В декабре 1986 года из ссылки вернули А.Д.Сахарова.

На пленуме ЦК в январе 1987 года Горбачев заявил, что перестройка возможна только на основе демократии и призвал к расширению гласности. После этого пленума в прессе широко публиковались разоблачительные статьи о репрессиях, культе личности. Стали издаваться произведения запрещенных прежде поэтов, писателей: вышли сборники произведений Н.С.Гумилева, В.В.Набокова, Д.С.Мережковского, В.Т.Шаламова и т.д. В литературных журналах публиковались запрещенные ранее произведение: «Реквием» А.А.Ахматовой, «Жизнь и судьба» В.Гроссмана, «Зубр» Д.А.Гранина. Разоблачения «белых пятен истории» вызывали широкий общественный интерес. Понимая, что прежние подходы  неприемлемы, власти отменили в 1988 году обязательные экзамены по истории в школах. На телевидении появились новые острые публицистические передачи («Взгляд»).

В 1987 году началась массовая реабилитация жертв сталинских репрессий, не подлежащих реабилитации в 1960-е годы: участников оппозиций, например. Так был реабилитирован апологет НЭПа  Н.И.Бухарин.

Далеко не все представители творческой интеллигенции соглашались с необходимостью разоблачений. Оппонентами «Огонька», «Московских новостей» стали журналы «Наш современник», «Молодая гвардия». В марте 1988 года газета "Советская Россия" опубликовала статью ленинградского преподавателя Н.А.Андреевой «Не могу поступиться принципами». Автор критиковала лидеров гласности и перестройки за утрату классового подхода. Статью перепечатали многие местные  газеты. Видимо, по указанию секретаря Политбюро по идеологии Е.К.Лигачева. Лишь спустя неделю, после возвращения Горбачева из-за границы «Правда» опубликовала ответную статью «Принципы перестройки: революционность мышления и действий», подготовленную членом Политбюро А.Н.Яковлевым.после этого разоблачение культа личности и прочих «белых пятен» в истории развернулось с новой силой. В том числе, немыслимые прежде разоблачения большевистской политики первых лет революции.

Реформа политической системы. Январский пленум ЦК КПСС 1987 год принял решение о реформе политической системы. Депутаты Советов всех уровней должны были теперь избираться на альтернативной основе. Предполагалось тайное голосование. Альтернативные выборы членов партийных комитетов.

В июне 1988 года состоялась XIXпартийная конференция, на которой впервые после многих десятилетий развернулись споры о дальнейшем развитии общества и государства. Конференция приняла решения о формировании правового государства, о необходимости лишения партийных органов государственных функций, о расширении прав республик. Было принято решение о созыве Съезда народных депутатов СССР, которые должны были избрать постоянно действующий Верховный совет.

Две трети депутатов избирались по одномандатным округам. Одну треть избирали центральные комитеты общественных организаций. Неформальные общественные организации права представительства на съезде не получили (к этому времени в стране возникли народные фронты, группы «Хельсинки», общество «Мемориал»). Наиболее крупное представительство получила КПСС (100 человек). По нескольку десятков человек было избрано от комсомола, профсоюзов, Академии наук, творческих союзов. Избиратели проявили чрезвычайную активность и самостоятельность. Так в Ленинграде не был избран ни один партработник.

I съезд народных депутатов СССР состоялся в мае-июне 1989 года. Его заседания транслировались в прямом эфире. Съезд избрал двухпалатный Верховный совет, председателем ВС был избран Горбачев. На съезде сложилась группа депутатов, требующих более радикальных реформ. Они особо резко критиковали политику правительства Н.И.Рыжкова.группа депутатов поддержала требования прибалтийских народных фронтов о расследовании пакта Риббентропа-Молотова. Академик А.Д.Сахаров предлагал заключить новый союзный договор. В результате объединения радикально настроенных депутатов возникла Межрегиональная депутатская группа (МДГ), сопредседателями которой стали Б.Н.Ельцин, А.Д.Сахаров, Ю.Н.Афанасьев, Г.Х.Попов. Горбачев перестал быть единоличным лидером перестройки. На съезде прозвучали требования введения поста президента СССР и проведения его всенародных выборов.

На IIсъезде народных депутатов в декабре 1989 года МДГ потребовала отмены 6 статьи конституции СССР о КПСС как «ведущей и направляющей силе». Хотя большинство съезда отвергло это требование 50 % населения, согласно опросам, его поддерживало.

В связи с приближением выборов народных депутатов РСФСР в январе 1990 года был создан предвыборный блок «Демократическая Россия», выступавший за отмену 6 статьи и ликвидацию парторганизаций на предприятиях. В самой партии появилась «Демократическая платформа КПСС», имевшая аналогичную программу. Компартия Литвы раскололась. В этой ситуации, перехватывая инициативу, Горбачев добился в феврале 1990 года решения пленума ЦК об отказе от 6 статьи. На IIIсъезде народных депутатов в марте 1990 года 6 статья была отменена, а Горбачев был избран Президентом СССР. Демократически настроенные депутаты предлагали всенародные выборы, но Горбачев, потеряв значительную часть популярности, предпочитал не рисковать, при этом даже на съезде он получил только 60 % голосов.

 

В результате в 1990 году Горбачев потерял все вертикали власти, основанной на партийных структурах, доверие к нему населения и влияние его как политика упало,  новые вертикали власти – власти Президента СССР - еще нужно было создавать. А времени на это не было: социально- экономический кризис, всеобщая политическая активность и центробежные национальные движения создавали взрывоопасную ситуацию.

Download
google7a874c94d42b5c7c.html
HTML Document 53 Bytes