Внутренняя политика Александра I

Годы правления 1801 -1825.

Воцарился после смерти Павла I, убитого в ходе переворота 11/12 марта 1801 года, умер в Таганроге 19 ноября 1825 года.

Прозвище:

"Либерал на троне", "Освободитель Европы".  "Плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой", - так характеризовал его А.С.Пушкин.

Мировоззрение.

Будущий Александр I воспринял ряд идей Просвещения и либерализма, что произошло не без влияния Лагарпа (Фредерик Лагарп - наставник Александра, швейцарский юрист, сторонник преобразований). Вместе с братом Константином Александр воспитывался Екатериной II, которая готовила из внука наследника престола. Она сама составила программу воспитания, парадоксальным образом соединившую традиционные для будущего монарха цели с идеями Просвещения, которыми увлекалась сама Екатерина. 

В зрелые годы Александр стал очень религиозен. Этому способствовал ряд обстоятельств: угрызения из-за участия в заговоре против власти отца, ранняя смерть нежно любимой дочери (рожденной вне брака), знание о тайном обществе, преследующем цели, близкие ему самому в молодости.

Заговор 11/12 марта 1801 года.

Выпадает из ряда дворцовых переворотов, поскольку имел цель ограничить царскую власть. В перевороте приняли участие гвардейские офицеры и представители высшей знати, например, петербургский генерал-губернатор граф Пален. Не все заговорщики придерживались политических целей в духе просвещения, но их всех объединяла ненависть к Павлу I, вооружившему  против себя столичное дворянство. Отказавшийся отречься от престола Павел был убит.  Отправив заговорщиков в ссылку в их имения, Александр воцарился, до конца жизни считая себя отцеубийцей.

Негласный комитет.

Неофициальное правительство, группа молодых аристократов (В.П.Кочубей, Н.Н Новосильцев, А.А.Чарторыйский, П.А.Строганов), единомышленников молодого царя. 

Негласному (секретному) комитету Александр обязан определением основных направлений либеральных преобразований:

  • крестьянский вопрос
  • образование
  • реформа органов власти.

Реформы в первые годы царствования.

Воцарившись, Александр издал Манифест, в котором специально для дворян говорилось, что он будет царствовать по заветам своей незабвенной бабушки, что означало отмену ограничений Жалованной грамоты дворянства, наложенных Павлом 1. Были разрешены частные типографии, свободный въезд-выезд за границу, ввоз книг, французские новинки модной одежды, "непристойные" при Павле 1.

Крестьянский вопрос. В 1803 году принят Указ "о вольных хлебопашцах", носивший не обязательный, а рекомендательный характер для помещиков. Было запрещено разбивать крестьянские семьи при продаже крепостных и публиковать объявления о продаже в газетах. В Прибалтике в 1806-1809 годы были зафиксированы крестьянские повинности, которые помещики теперь уже не могли увеличить.

Образование. В 1804 году началась реформа системы образования. Были открыты 4 новых университета, которые, вместе с Дерпдтским и Московским, встали во главе 6 образовательных округов. Университетский устав предоставлял автономию университетов в выборе преподавательского состава, ректора, программ, по образцу передовых западноевропейских аналогичных учебных заведений. Создавались гимназии, как звено среднего образования, причем сначала предполагался их всесословный характер. Александровский лицей, в котором учился наш великий поэт, тоже был создан в духе современных преобразований. И, хотя Александр не получил согласия императрицы-матери на обучение в нем своих младших братьев, лицей отличался блестящим преподавательским составом, а обучение в нем приравнивалось к обучению в университете.

Реформа органов власти и управления.

В 1802 году была проведена министерская реформа. Коллегии, заменившие по указу Петра 1 приказы, были теперь заменены 8 министерствами. В отличие от коллегий, само название которых предполагает коллегиальное управление и решение вопросов, министерства управлялись по принципу единоначалия. Как и коллегии, они работали по ведомственному принципу, в отличие от ведомственно-территориальных  допетровских приказов.

В 1810 году, реализуя крохи проекта М.М.Сперанского, был создан законосовещательный Государственный совет.

М.М.Сперанский 

      Один из известнейших политических деятелей России, автор либерального проекта преобразований. Талантливый молодой человек, сын священника, закончив духовную семинарию, получил место секретаря графа Кочубея.  Готовя  записку по итогам  очередного заседания Негласного комитета, он обратил внимание Александра I на свои способности. Сперанский сделал блестящую карьеру, дослужившись до звания статс-секретаря. В 1811 году был отправлен Александром, опасавшимся недовольства дворянства, в ссылку. В дальнейшем, уже при Николае I, он возглавит работу по упорядочению системы законов Российской империи.

Проект преобразований М.М.Сперанского. В 1809 году по поручению Александра 1 Сперанский составил "Введение к Уложению государственных законов", согласно которому:

  1. Население России делилось на три сословия. Все сословия получали гражданские права.
  2. 1 и 2 сословия (владевшие какой-либо собственностью) получали политические (избирательные) права.
  3. В России создавался Государственный Совет (верхняя палата парламента) и выборная Государственная дума (нижняя палата парламента).

Проект Сперанского носит  последовательно либеральный характер. Об отмене крепостного права не говорится, но оно явно подразумевается, поскольку все население наделяется гражданскими правами. 

Проект не был реализован из-за опасений недовольства со стороны дворян. Единственное, что было сделано, это создание в 1810 году законосовещательного Государственного совета, членов которого назначал сам император.

 

"Волны" консерватизма.

Несмотря на прозвище ("либерал на троне"), Александр I не отличался последовательным либерализмом. Первая "волна" консерватизма  связана с отставкой М.Сперанского, а также с созданием военных поселений. В целях экономии государственных средств армию перевели фактически на самообеспечение. Военные поселения - это своеобразные постоянные военные лагеря, где солдаты  соединяли занятия по военному делу с сельскохозяйственными работами. В военных лагерях, как и вообще в армии, царили рукоприкладство, жесткая муштра и свирепые наказания (например, наказание шпицрутенами). Несмотря на последовательное нарушение прав человека  (в стране с крепостным правом это неудивительно), военные лагеря сохранились до 1855 года, поскольку оказались экономически целесообразными.

 Новая "волна" консерватизма произошла в последние годы царствования Александра. Испытывая ощущение крушения надежд, планов преобразований, тяжело переживая личное горе (смерть любимой дочери), коря себя за отцеубийство, Александр фактически отстранился от дел. Основным (фактически единственным) докладчиком царя по внутренним делам стал А.А.Аракчеев, убежденный консерватор по взглядам, крепостник по натуре. Аракчеева называли "всесильным временщиком", а  время его фавора у Александра "аракчеевщиной". В это время было отменено, в частности, положение об автономии университетов.

 

Задания по теме: ОГЭ

1.Прочтите отрывок из письма декабриста  Г.С. Батенькова и укажите государственного деятеля, о котором идёт речь.

«Граф имел обширную и непреклонную волю...

Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие  военные поселения  общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие».

1) М.М. Сперанский

2) А.А. Аракчеев

3) Д.А. Милютин

4) А.Х. Бенкендорф

2. Попытки преобразования государственного устройства и учреждение Государственного Совета, открытие Царскосельского лицея, предоставление широкой автономии университетам произошли во время царствования ...

3. Сравните содержание внешней политики императоров Николая I и Александра II. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую  - 
порядковые номера черт различия.

1) поддержка освободительной борьбы балканских народов

2) присоединение и освоение территории Средней Азии

3) борьба за благоприятный для России режим черноморских проливов

4 )поиск союзников для выхода из внешнеполитической изоляции

4. Какой из перечисленных манифестов был подписан императором в 1810 г.? 

1 )об изгнании неприятеля из России и окончании Отечественной войны

2) об учреждении Государственного совета

3) о незыблемости самодержавия

4) «Об усовершенствовании государственного порядка»

5. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние

1) идей славянофильства

2) теории официальной народности

3) идей Просвещения

4) теории общинного социализма

6.Как назывался учреждённый в 1810 г. высший законосовещательный орган Российской империи? ...

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Члены тайных обществ в 20-х гг. XIX в., организаторы военного выступления против самодержавия в 1825 г.» ...

8.Сравните основные черты общественного движения в России в первой и второй четвертях XIX в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую  - 
порядковые номера черт различия

1) преимущественно дворянский состав участников

2) популярность идей утопического социализма

3) создание тайных революционных организаций в армии

4) отмена крепостного права  одна из главных задач преобразований

 

 

 

Задания по теме: ЕГЭ

Задания 

Реформы после Отечественной войны и Заграничного похода.


Download
google7a874c94d42b5c7c.html
HTML Document 53 Bytes