Культура Древнерусского государства

Культура Древнерусского государства синтетична.

Она связывает воедино  язычество и христианство, так христианский пост следует за языческой Масленицей. Она полиэтнична, поскольку на культуру восточных славян явно оказали влияние другие народы. Например, Баба Яга из русских народных сказок, оказывается, имеет прямое отношение к сарматам и восходит к матриархату; в слове Москва последний слог имеет финно-угорское происхождение. 

Фольклор. Одной из самых ярких иллюстраций фольклора являются былины - эпические сказания, являющиеся ценным источником исторических данных. Былинный Добрыня Никитич имеет прототипа - дядю самого Владимира Крестителя. Владимир Красно Солнышко соединил представления народа о Владимире Святославиче и Владимире Мономахе. "Заставы богатырские" - крепости с гарнизонами для оповещения и защиты против кочевников.

Письменность. Была ли письменность у восточных славян до кириллицы? Очевидно, славяне пользовались пиктографическим письмом. Подтверждение тому - чрезвычайно редкие археологические находки и летописные свидетельства о "чертах и резах". 

Кириллица пришла в обиход вместе с христианством. Как известно, византийские миссионеры Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит по аналогии с греческим для того, чтобы проповедовать в Великоморавской державе. С принятием христианства новая письменность стала проводником священных текстов, переведенных с греческого. Более ранняя редакция алфавита Кирилла и Мефодия, глаголица, стала со временем языком тайнописи. Второй вариант, кириллица, более простой и удобный, широко распространился, о чем свидетельствуют археологические находки второй поллвины XX века. Каждый год в Новгороде, где климат способствует лучшему сохранению органических остатков, археологи находят новые берестяные грамоты. Их разнообразное содержание - хозяйственно-бытовые, дружеские записки, приглашения на свидания, черновые записи мальчика Онфима, учившегося писать и т.д. - говорят о широком распространении грамотности. 

Литература. С распространением христианства на Руси появились так называемые " изборники", сборники разнообразных, переведённых с греческого текстов  (от выдержек из трудов отцов церкви до географических и исторических описаний). Книги стоили безумно дорого, долго и кропотливо создавались: тексты писались на пергамене, листы украшались заставками, орнаментами, миниатюрами и т.д. Примерами таких чрезвычайно редких книг служат Остромирово Евангелие (Остромир - новгородский посадник) и " Изборник Изяслава" (один из сыновей Ярослава Мудрого, был киевским князем).

Летописание, очевидно возникло сразу с принятием христианства. Знаменитая "Повесть временных лет" - примерно шестой летописный свод. Её автор, монах Нестор, считается выдающимся средневековым писателем. Его произведение - не только летопись, но и исторический и литературный труд.

Жития святых  (агиография) - сказания о жизни, деятельности, мученической смерти людей, причисленных к лику святых. Первыми русскими святыми стали убитые по приказу Святополка Борис и Глеб. "Житие Бориса и Глеба" написал Нестор.

Слово -  публицистическое произведение, посвященное насущным общественно-политическим вопросам. Первый русский митрополит Илларион (Иларион в более правильной транскрипции) написал "Слово о законе и благодати". Основная мысль произведения о необходимости союза между правителем и церковью. Примером правителя, заботящегося о делах мирских и духовных и получающего за это благодатную помощь, назван Ярослав Мудрый.

" Поучение детям" - уникальное произведение, автором которого является Владимир Мономах. В этом своеобразном завещании он говорит, как надо жить человеку, правителю, воину, христианину. Сохранился ещё один уникальный документ этого же автора, это его письмо двоюродному брату, Олегу Святославичу. Олег по прозвищу Гориславич долгие годы сражался с дядями, братьями. В одном из сражений он убил младшего сына Мономаха,18-летнего муромского князя Изяслава. Убитый горем отец пишет проникновенные слова о необходимости прекратить междоусобицу ради земли русской.

Архитектура. Деревянное зодчество носило оригинальный характер, каменное заимствовано из Византии. Примерами крестовом купольного храма являются храм Софии Новгородской, построенный Ярославом Мудрым в бытность новгородским князем. Он же построил, по преданию в честь победоносного сражения с печенегами, храм Софии Киевской. Этот стиль постройки отличается куполом, возводимом на барабане, покоившемся на уходящих ввысь узких сводах здания. Внутреннее пространство храма делилось колоннами на четыре области, напоминая крест.

Из Византии пришло искусство украшения храма. Во внутреннем убранстве ведущую роль играла живопись и отсутствовала скульптура, в отличие от католических соборов. Икинопись - живопись масляными красками на доске. Фресковая живопись водяными красками по штукатуренным стенам. И мозаика - наборная из смальты (стекловидных цветных пластинок), крепившейс к стенам. Интересно, что украшенный при Ярославле Мудром храм Святой Софии, содержит не только изображения Христа (Христос Пантократор), Богоматери (Богоматерь Оранта), явно носящие отражение византийского стиля, но и изображения княжеской семьи, а также бытовые сценки (играющие скоморохи). Цвета русские мастера используют яркие, радостные в отличие о темно-багряных торжественных византийских изображений.


Download
google7a874c94d42b5c7c.html
HTML Document 53 Bytes