Алексей Михайлович Романов. Годы царствования 1645-1676. Прозвище Тишайший получил за благообразную внешность и любовь к церковной службе, при этом он отличался вспыльчивым характером, так однажды он схватил за бороду раздражавшего его своим упрямством боярина. Его царствование тоже нельзя назвать тишайшим, поскольку в это время происходили многочисленные социальные движения, велась активная внутренняя и внешняя политика.

 

В царствование Алексея Михайловича происходило укрепление самодержавия. Вынужденно считаясь с мнением Боярский думы, он постепенно пополнял ее дворянами и дьяками, тем самым делая ее все более и более послушной его воле. В последние годы царствования он больше опирался на так называемую Ближнюю думу, состоявшую из его ближайших помощников. 

В его правление дальнейшее развитие получила приказная система. В общей сложности действовало до 80 приказов, важнейшие из них: Посольский, Поместный, Тайных дел, Стрелецкий;     финансами занимались приказ Большого прихода, Большая казна, Счетный приказ. Кроме приказов, работавших по ведомственному признаку, были приказы, ведавшие определенными территориями, Казанский приказ, например. Число чиновников (дьяков, подьячих) выросло до 4,5 тысяч человек.

Произошли изменения в местном управлении: власть на местах получали назначение из центра воеводы. Земское управление сохранилось в Поморье.

Попытка реорганизации армии. При Алексее Михайловиче делается попытка создания полков "нового (иноземного) строя", в которые набираются "даточные люди" (сто крестьянских дворов отправляют на пожизненную службу одного солдата), офицерами нанимали иностранцев.

Государство и церковь. Дед Алексея Михайловича, патриарх Филарет, вернувшись из польского плена, фактически стал соправителем своего сына, Михаила Федоровича. Ситуация в какой-то степени повторилась, когда патриархом при Алексее Михайловиче стал Никон. Никон пользовался безусловным уважением и доверием Алексея Михайловича до такой степени, что в отсутствие последнего в Москве, фактически руководил деятельностью Боярский думы. Получив вместе с духовной и светскую власть, Никон стал претендовать на приоритет власти патриарха в политической системе страны. Он считал, что "священство" выше "царства", поскольку царь получает власть от Бога через посредничество церкви, это символизирует и освящает процедура миропомазания во время венчания на царство. Никон отстроил Новоиерусалимский монастырь, при котором были пышно украшенные патриаршие палаты, что должно было показать величие православия и, одновременно, высочайший статус власти патриарха. Претензии Никона на светскую власть, в конце концов, вызвали охлаждение к нему Алексея Михайловича. На церковном соборе 1667 года Никон был смещен с поста патриарха и отправлен в ссылку в дальний монастырь. Таким образом, светская власть оказалась выше духовной.

Раскол. Раскол русской православной церкви - одно из самых ярких и печальных событий царствования Алексея Михайловича, имевшее длительные последствия.

В 1540-е годы в Москве возник Вонифатьевский кружок или круг "ревнителей благочестия". Его участники, в основном лица духовного звания, в том числе Никон, пока еще не патриарх, и протопоп Аввакум, считали, что необходимо привести к единообразию церковные тексты, исправив накопившиеся при многократном переписывании ошибки. Ничто не предвещало беды, пока не возник вопрос, какие тексты взять за образец. Став патриархом, Никон стал строить планы объединения под защитой русской православной церкви православных христиан центральной Европы. Последние в это время страдали от давления мусульман (Османская империя в 1453 году разбила Византию и взяла под контроль территорию Балканского полуострова, греки, болгары, сербы - православные христиане - оказались под властью мусульман). Чтобы облегчить этот процесс, Никон решил взять за образец современные греческие тексты святого писания и церковной службы. Аввакум и его сторонники считали, что за образец нужно взять древние русские тексты и сохранить древние русские обряды. По настоянию патриарха Никона реформа началась: традиционное при сотворении молитвы двоеперстие было заменено троеперстием, земные поклоны - поясными, тексты переписывались по греческим образцам. Это решение было подтверждено церковным собором 1666-1667 года. Оно вызвало сопротивление значительной части священников и мирского населения. Духовным лидером движения старообрядцев, сторонников старых русских традиций церковного культа, стал протопоп Аввакум. За сопротивление реформе Никона (он продолжал вести церковную службу по-старому) его сначала сослали в Даурию (так называли Восточную Сибирь,  Дальний Восток), а затем на север, под Архангельск, где посадили в земляную тюрьму. Аввакум продолжал сопротивление и, в конце концов, его сожгли, как еретика. Казнь Аввакума еще более ожесточила сопротивление, оно носило разные формы: от отказа нести новую службу, до самосожжения. Массовые самосожжения ("гари") надолго стали активной формой сопротивления старообрядцев. Многие старообрядцы переселились из центральных регионов России на окраины. Они сохраняли старые русские священные тексты, для многих из них образцом для подражания стал мученик Аввакум, его "Житие", написанное им самим, они читали и перечитывали. В 1667-1676 произошло Соловецкое восстание. Соловецкий монастырь не принял реформу Никона, в него бежали многие старообрядцы. Поскольку монастырь был прекрасно укреплен и экономически самодостаточен (монахи имели крепкое хозяйство), правительственным войскам далеко не сразу удалось подавить восстание.

Соборное уложение 1649 года.

Это новый свод законов России.

Первые главы Уложения содержали статьи о высочайшем статусе царя, а также о жесточайший наказания за за покушение на его жизнь и личное достоинство.

Важнейшей нормой Уложения явилось введение бессрочного сыска беглых крестьян. Это означало установление крепостного права. Крестьяне оказались окончательно прикрепленными к земле.

Ряд статей касался крупного землевладения, ограничения церковной землевладения, в частности.

Статьи о градоустройстве отменили иммунитеты (исключительные права) белых слобод (части города, принадлежащие частному владельцу - боярину). Положение жителей белых и черных (принадлежащих государству) слобод уравнялось: те и другие должны были платить государственные налоги (жители белых слобод прежде были от них освобождены).

Таким образом, Соборное Уложение законодательно закрепило изменения в жизни государства и общества. Интересно, что Уложение 1649 года оставалось основным законом государства до 1832 года, хотя к тому времени некоторые его положения уже устарели.

Социальные движения. "Бунташный век".

Активные народные  выступления в царствование Алексея Михайловича подтвердили славу "бунташного" XYI века. В них приняли участие различные категории населения.

Соляной бунт в Москве 1648 года. 

Главный советник и свояк (женаты на сестрах) царя, боярин Б.И.Морозов провел финансовую реформу, в результате которой прямые налоги сократились, а косвенные увеличились. Это вызвало повышение цен, на соль, в частности. В 1647 году, через год после введения, была отменена дополнительная пошлина на соль, поскольку потребление соли сократилось. Отменив часть косвенных налогов, правительство увеличило прямые. Это особенно сказалось на жителях "черных слобод", которые платили государственные налоги, в отличие от освобожденных от них "белослободчиков". "Чернослободчики" требовали отмены привилегий "белослободчиков" и снижения налогов. 1 июня возвращавшемуся с богомолья царю москвичи попытались подать челобитную, но были разогнаны стрельцами. На следующий день горожане ворвались в Кремль, стрельцы на этот раз отказались их разгонять. Начались погромы дворов бояр. Восставшим выдали на расправу особо ненавистного окольничьего Траханиотова и начальника Земского приказа Плещеева. Царю удалось спасти Морозова, отправив его в отдаленный монастырь. В восстании приняли участие посадским люди, дворяне и стрельцы. Они потребовали созыва Земского собора для рассмотрения их требований. Земский собор 1649 года утвердил Уложение (см. выше), которое  отменило белые слободы.

Городские восстания 1650-1651 года. Поводом для восстаний в Пскове и Новгороде послужило повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна в Швеции (по договору со Швецией, как компенсация за ушедшее русское население с перешедших по Столбовскому миру бывших российских земель). Действия восставших в Пскове носили особенно решительный характер. Там был отстранен от власти воевода Собакин с помощниками (приказная изба), власть принял на себя орган самоуправления ("всегородная изба"). Орган владел  городскими ключами и печатью, в него водили разные слои населения (посадские, стрельцы, дворяне). Самые важные решения принимались сходом псковичей, собиравшихся по звону колокола. Царское правительство ввело военную блокаду города, но после переговоров и гарантий прощения всем участникам блокада была снята.

В Новгороде всегородной избой командовали не столь решительные люди, поэтому правительственные войска легко подавили новгородское восстание.

Медный бунт 1662 года. Активная внешняя политика требовала больших государственных расходов. Чтобы поправить положение,  правительство выпускает в обращение медные деньги, декларируя их равную стоимость с серебряными. Естественно, на деле серебряные деньги оказались дороже, кроме того, правительство само собирало налоги серебром. Все это вызвало возмущение населения, переросшее в восстание. Посадские, ратные люди и стрельцы пошли в резиденцию царя Коломенское с требованием выдать причастных к реформе бояр и купцов. Вступив с ними в переговоры для отвода глаз, царь вызвал верные ему Стрелецкие полки, которые жестоко подавили восстание. Но выпуск медных денег был прекращен.

Восстание под руководством С.Т.Разина.

С.Разин - атаман ватаги донских казаков. Происхождение казачества - спорный вопрос в историографии. Некоторые исследователи считают, что историческое ядро его составляли остатки рассеявшегося населения разгромленного Святославом Хазарского каганата. Во всяком случае, слово "казак" тюркского происхождения. Они издревле жили в поймах рек и имели самоуправление, были хорошими воинами. С введением заповедных и урочных лет, значительное количество беглых крестьян стало пополнять ряды казаков. Российское правительство, понимая выгоду поселения на неспокойных границах государства вооруженного населения, стало платить казакам хлебное жалование и закрывало глаза на беглых крестьян (по принципу "с Дону выдачи нет"). Время от времени, наиболее активные отряды казаков совершали "походы за зипунами", т.е. за военной добычей.

Походы Степана Разина в 1667 году на Волгу и Яик и в 1668-1669 в пределы Персии были как раз такими походами. Существует предание, что часть богатой добычи Степан оставил в кладах. Поход 1670 года носил другой характер. После введения бессрочного сыска беглых крестьян правительство стало строже относиться к казачьей вольности и противодействовать грабежами торговых караванов. Поэтому поход превратился в казацко-крестьянское восстание с участием народов Поволжья против политики закрепощения крестьян и наступления на казачье самоуправление. Отряды восставших овладели Царицыном и Астраханью, убив местных воевод и создав органы самоуправления по образцу "казачьего круга". Затем восставшие двинулись вверх по Волге. Восстание охватило значительные регионы Поволжья. Но после неудачной осады Симбирска повстанцы были разбиты правительственными войсками. Степан Разин ушел на Дон, где в феврале 1671 года был схвачен в результате предательства зажиточных казаков ("кички") и выдан правительству. После пыток он и его брат Фрол были жестоко казнены.

ВЫВОДЫ. В царствование Алексея Михайловича укрепилась царская власть, положено начало самодержавию Романовых, окончательно установлено крепостное право для крестьян. Многочисленные социальные движения показали недовольство различных слоев населения политикой правительства. В некоторых случаях, подавляя восстания, правительство все-таки было вынуждено пойти навстречу требованиям их участников. Церковная реформа вызвала раскол русской православной церкви.

Download
google7a874c94d42b5c7c.html
HTML Document 53 Bytes